Общеобразовательная программа авиамодельного объединения. Дополнительная образовательная программа «Авиамоделизм. IV. Методическое обеспечение программы


Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Майнский ЦДТ

ПРОГРАММА

объединения « АВИАМОДЕЛЬНЫЙ»

ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ульяновск

2013 г .-2014г-2015г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Желание летать возникло у людей в глубокой древности. Первая идея летательного аппарата, естественно была заимствована ими у природы. Исходя из наблюдений за птицами, люди пытались создать летательные аппараты с машущими крыльями, приводимыми в движение мускулами летчика.

И только в начале ХХ века человек впервые взлетел на управляемом аппарате тяжелее воздуха, тогда и была реализована идея о разделении устройств, создающих подъемную силу и силу тяги. Так появился самолет – летательный аппарат с фиксированным крылом и пропеллером.

Авиационный моделизм является едва ли не самым популярным техническим видом спорта. Им увлекаются люди разных возрастов и профессий. Нередко детское увлечение определяет весь жизненный путь моделиста, в частности выбор будущей профессии.

В настоящее время существует более 10 классов спортивных моделей. Модели, которые строят авиамоделисты, делятся на два основных вида: летающие и нелетающие (музейные модели, макеты). Авиамоделирование политехнично в своей основе. Оно закрепляет и расширяет знания основ наук, получаемых учащимися в школе, приобщает их к современной технике, развивает творческие особенности, воспитывает любознательность, изобретательность, настойчивость в преодолении трудностей. Как вид спорта, авиамоделирование сочетает в себе активный отдых, тягу к совершенству спортивного мастерства, воспитывает дух соревновательного соперничества.


Именно поэтому программа кружка авиамоделирования ставит своей основной целью – удовлетворение естественной потребности обучаемых в расширении общетехнического кругозора, привития любви к авиации, труду, социальную и профессиональную ориентацию, духовное, нравственное, и умственное развитие.

Накопившийся к настоящему времени опыт работы в кружке свидетельствует, что при чёткой организации образовательного процесса возможно успешное решение следующих задач:

обучающих –

ü развитие у детей технического мышления;

ü знакомство с законами воздухоплавания;

ü изучение основ аэродинамики, свойств различных материалов;

ü обучение приёмам работы с различными материалами, способы разработки чертежей самолётов;

ü обучение приёмам и технологии изготовления, регулировки и запуска авиамоделей;

ü развитие памяти, внимания, усидчивости и аккуратности;

ü подготовка спортсменов-авиамоделистов;

развивающих –

ü знакомство с историей авиации;

ü создание условий для развития общетехнического кругозора и саморазвития обучаемых;

ü начальная профориентация;

воспитательных –

ü воспитание чувства любви к авиации;

ü уважения к труду и людям труда;

ü формирование гуманистического стиля отношений с товарищами;

ü воспитание воли, стремления к победе;

ü воспитание патриотизма.

Настоящая программа актуальна тем, что объединяет обучение ребят построению различных моделей планеров и самолётов с возможностью выбора своего направления в занятиях авиамоделизмом, и рассчитана, кроме того, на подготовку моделистов-спортсменов.

Программа личностно-ориентирована и составлена так, чтобы каждый воспитанник имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него.

При реализации программы используются следующие методы:

традиционный объяснительно-иллюстративный наличие в занятиях теоретической части, во время которой учащиеся знакомятся с новыми сведениями по теме по принципу «от простого – к сложному». Теоретические сведения сообщаются воспитанникам в форме познавательных бесед небольшой продолжительности (15-20 минут) с пояснениями по ходу работы. В процессе таких бесед происходит пополнение словарного запаса ребят специальной терминологией;

практико-ориентированный – наличие в занятиях практической части, когда обучающиеся под руководством педагога осваивают правила и приёмы работы с инструментом и занимаются изготовлением и сборкой моделей. Основным методом проведения занятий в кружке является практическая работа как важнейшее средство связи с практикой в обучении. Здесь ребята закрепляют и углубляют теоретические знания, формируют соответствующие навыки и умения. Также значительное место отводится тренировкам и участию в соревнованиях, после которых производится «разбор полётов» – обсуждение результатов;

групповой – использование командного метода как оптимальной формы организации деятельности, при которой коллективная работа учащихся сочетается с индивидуальной;

деятельностный – введение индивидуальных творческих заданий, самостоятельной работы с литературой, проведение совместных тренировок участие детей в выставках и экскурсиях.


На начальном этапе преобладает репродуктивный метод, который применяется для изготовления и запуска несложных летающих моделей. Изложение теоретического материала и все пояснения даются одновременно всем членам кружка. Подача теоретического материала производится параллельно с формированием практических навыков у обучающихся. Отдельные занятия могут проводиться в виде диспута, конкурса, игры.

В дальнейшем репродуктивный метод теряет свою значимость, так как он практически неприменим при самостоятельном подборе, разработке и постройке авиамоделей. Здесь уже основными методами становятся научно-поисковый и проблемный. При проведении занятий используется также метод консультаций и работы с технической и справочной литературой . Обучаемые готовят сообщения по основным вопросам.

Программа работы кружка рассчитана на трёхгодичное обучение . Возраст воспитанников с 7-ми лет. Дальнейшее обучение рассчитано на воспитанников, освоивших полный курс обучения по данной программе и обладающих необходимыми основными и дополнительными знаниями и умениями в области авиамоделизма. Обучение проводится с учётом индивидуальных особенностей детей, их уровня знаний и умений.

Учебный год в авиамодельном кружке продолжается с сентября по май, включая осенние, зимние и весенние каникулы.

В объединении подростки занимаются расчётом, конструированием, моделированием, изготовлением, запуском и управлением авиамоделями. Настоящую программу выгодно отличает применение компьютера для обучения управлению авиамоделью при выполнении фигур простого и высшего пилотажа. Программа включает в себя темы из всех основных разделов авиамодельного спорта . Таким образом, обучаемый после освоения курса имеет образовательную подготовку, необходимую для обучения в специальных учебных заведениях по данному профилю.

Группа первого года обучения комплектуется из учащихся 1-6 классов, не имеющих специальных знаний и навыков практической работы. В группах первого года обучения – 10-12 человек. Программой предусматривается годовая нагрузка 216 часов. Занятия проводятся три раза в неделю по два часа.

В группе второго года обучения деятельность воспитанников имеет определённую направленность, что требует от них некоторых специальных знаний, умений и навыков. Программа второго года обучения рассчитана на учащихся 6-7 классов. В группах обучается по 10 человек. Занятия проводятся три раза в неделю по два часа (216 часов в год).

В группе третьего года обучения решается задача максимального развития творческих способностей подростков, приобщения их к рационализаторско-изобретательской деятельности, а также проектирование и постройка самой сложной, радиоуправляемой модели – копии самолёта, и участие в соревнованиях. Программа обучения рассчитана на учащихся 7-11 классов. Количество обучающихся в группах – по 10 человек. Занятия проводятся три раза в неделю по два часа. Всего 216 часов в год.

Прогнозируемый результат – воспитание и развитие подростка с широким техническим кругозором, со сформированными навыками технического моделирования в тесной связи с процессом конструирования, способным самостоятельно сделать выбор будущей профессии.

Определение успешности освоения программы осуществляется через:

ü мониторинг обученности воспитанников в образовательном процессе (проверку знаний);


ü выполнение практических и творческих работ;

ü анализ наблюдений за детьми;

ü журнал учёта работы педагога дополнительного образования в объединении;

ü выполнение заданий педагога и зачётных работ;

ü участие в соревнованиях различного уровня.

Оценка результативности обучения – это:

ü качество изготовления модели и демонстрация её лётных качеств;

ü «пилотажное» мастерство обучаемого;

ü участие в выставках, места, занятые соревнованиях;

ü выполнение квалификационных нормативов спортивных разрядов.

Основными формами подведения итогов реализации данной программы является участие воспитанников объединения в творческой выставке работ (по итогам года), а также в ежегодных областных (май-июнь) и всероссийских соревнованиях (август) по авиамоделированию.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

Учебно-тематический план 1 года

Наименование темы

Общее кол-во часов

Тео-рия

Прак-тика

Вводное занятие. Техника безопасности

История авиации и авиамоделизма. Классы авиамоделей.

Бумажные летающие модели. Основы аэродинамики. Основные части самолета (планера). Изготовление простейшей летающей модели.

Тренировочные запуски модели планера.

Модели из пенопласта:

– метательная модель полукопия;

– модель планера;

– модель самолёта с резиномотором

Летательные аппараты (легче воздуха):

– парашюты

– воздушные змеи

Схематическая модель планера.

Запуски и пробные полеты.

Схематическая модель самолёта с резиномотором

Запуски и пробные полёты.

Участие в соревнованиях

Экскурсии, встречи.

Итоговое занятие

итого

Учебно-тематический план 2 года обучения

Пояснительная записка

Авиамодельный спорт – не только средство интересно проводить свободное время. Его по праву считают ступенью в большую авиацию. Моделируя летательные аппараты, знакомясь с историей их создания, конструкцией и технологиями их изготовления, кружковцы познают самые современные, передовые технические решения. Занимаясь в кружке, ребята знакомятся с большим количеством различных материалов и инструментов, таким образом, приобретают полезные навыки и знания.

Сейчас много говорится о реформе образования, но в основном о школе, и очень мало о дополнительном образовании в области научно-технического творчества. Пришло новое поколение молодежи, которое не умеет работать. Именно поэтому в нашем Центре внешкольной работы на протяжении многих лет работают технические кружки, в том числе авиамодельный кружок.

Программа по авиамоделированию разработана в 2013 году, проходит корректировку в течение учебного года и является результатом практической деятельности педагога. Программа ориентирована на обучение учащихся 1-8 классов. Она направлена на формирование устойчивого интереса к технике, самореализацию, использования технической литературы, расширения знаний и умений. Проводится работа по вовлечению детей из семей группы риска, детей состоящих на внутришкольном учете. Занятия планируются по принципу « от простого к сложному».

Кружок хоть и в незначительной мере, но позволяет воспитать технически грамотное поколение XXI века. Хотелось бы, чтобы, научившись строить модели и управлять ими, учащиеся не остановились на этом, а продолжали бы серьезно заниматься вопросами, связанными с авиацией.

В течение учебного года периодически проводится диагностика знаний полученных в авиамодельном кружке (смотрите приложение).

Кружок первого года обучения комплектуется из учащихся 1-8 классов, количество детей в группе 12-15 человек, занятия проводятся два раза в неделю по два часа. В кружке первого года на занятиях рекомендуется использовать групповую форму, при которой все кружковцы выполняют модели по одному чертежу с минимальным отклонением. Каждая модель требует подробных объяснений последовательности изготовления деталей и их сборки. Модели должны быть привлекательными и посильными в постройке. Занятия проводятся в оборудованной мастерской соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям. Кабинет располагает наглядными пособиями, ТСО и др. Педагог сначала сам строит и испытывает прототип в полете. Без этого он не узнает, что может вызвать у ребенка затруднения в работе над моделью, какие инструменты, шаблоны и приспособления необходимо приготовить. Теоретические сведения лучше сообщать учащимся в форме познавательных бесед небольшой продолжительности при применении наглядных пособий. В течение учебного года каждым из кружковцев изготавливаются простейшие модели из бумаги и картона: «Утка», «Летающее крыло», контурные летающие модели «С-37», «МиГ-29», метательные планера «Пионер-юниор». Кружковцы занимаются постройкой плоского, ромбического – коробчатого и необычного воздушного змея с которыми они принимают участие в областных соревнованиях по воздушным змеям. При изготовлении схематической модели планера и планера А-3 «Дрозд» учитывается выбор модели по желанию ребенка. Модели планеров необходимы для самостоятельной регулировки и тренировочных запусков с леера и участия в соревнованиях по авиамодельному спорту.

Учащиеся первого года обучения приобретают навыки владения инструментами, использования материала, элементарного чтения чертежа. Участвуя в соревнованиях вместе со старшими кружковцами, приобретают наглядные практические навыки, получают возможность адаптации среди сверстников других команд. Учатся общению, пониманию друг друга, способности сопереживать товарищам. Старшие товарищи выступают в роли кружковцев- инструкторов. Благоприятная атмосфера в кружке, доверительный тон учителя способствуют расширению творческого потенциала каждого учащегося. Таким образом, участие в данных мероприятиях ребят первого года обучения, является хорошим стимулом к продолжению занятий авиамоделированием.

Кружок второго года обучения комплектуется из учащихся 6-8 классов, прошедших начальное обучение. Дальнейшая работа в кружке расширяет круг знаний школьников по авиационной и модельной технике. В группе 12-15 человек, занятия проходят два раза в неделю по два часа. В начале учебного года кружковцы работают над моделью одного вида, затем во второй половине учебного года каждый над своей моделью, выбранной из следующих классов.

    Свободно летающие модели.

    Схематическая модель самолета (групповая работа);

    Модель планера А-1;

    Колибри-4.

    Кордовые модели.

Модель «полукопия».

Руководитель предлагает ребятам простые конструкции, которые отвечают техническим требованиям к моделям каждого класса. Кружковцы второго года обучения принимают участие в соревнованиях. При этом они учатся выявлять недостатки в построенных моделях, ошибки в действиях моделистов. Изучают правила проведения соревнований с моделями своего класса. Пробное участие в судейских стартах, способствует созданию объективного мнения о работе судейства, воспитанию ответственности, расширению кругозора, учит выдержке.

    Свободно летающие модели.

    • Модели планера F-1-A.

      Резиномоторная модель F-1-B.

      Резиномоторная модель F-1-G.

      Таймерная модель F-1-C/

    Кордовые модели.

    Пилотажная модель самолета F-2-B.

    Модель «воздушного боя» F-2-D.

    Модель копия F-4-B.

Кружковцы третьего года обучения принимают участие в областных соревнованиях по авиамодельному спорту. Готовятся к сдаче норм на спортивные разряды и категории судей по авиамодельному спорту. Устойчивый интерес к занятиям, позволяет добиться высоких спортивных результатов.

Данная программа по авиамоделированию ставит цели :

    Развитие творческих способностей ребенка

    Развитие интереса к науке и технике

    Воспитание гражданственности и патриотизма

    Предпрофессиональная подготовка

Для реализации намеченных целей ставятся задачи:

    Изучить основы самолетостроения.

    Изучить основы полета моделей.

    Воспитать трудолюбие, силу воли и внимание.

    Принять участие в областных соревнованиях.

    Выполнить разрядные нормативы по авиамодельному спорту.

Важными условиями получения знаний в авиамодельном кружке по данной программе являются :

    Четкая цель каждого занятия

    Правильный подбор учебного материала с учетом содержания, темы и поставленных задач

    Сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся

Занятия в авиамодельном кружке развивает следующие конкретные качества и навыки

    Умение и знание работы с простыми ручным инструментом, как рубанки, ножики, лобзики, измерительный инструмент и др. с разными приспособлениями, формами и шаблонами.

    Умению составлять и реализовывать, простые схемы изделий, чертежи, рисунки в конкретные модели. Уметь в них разбираться.

    Прививание простейших навыков конструирование тех или иных узлов, деталей конкретной модели

    Развития при постройке и разработке авиамодели таких качеств как

    Усидчивость, трудолюбия, внимательность

    Аккуратность, элегантности в работе.

    Развитие точности, исполнительности в работе над авиамоделями

    Прививание знаний и умение работать с различными конструктивными материалами такие как древесина, металл, пластик, различные клея, краски и их составляющие

    Развитие взаимопомощи, товарищества, коллективизма при проведении соревнований, конкурсов и показательных выступлениях.

    Начальные знание развитие авиации, ракетостроение в стране и мире.

    Знание о авиамодельном спорте разделение моделей по классам типам назначениям.

    Развитие координации движений зрительной точности при занятиях с радиоуправляемыми моделями самолетов;

    Умение работать и эксплуатировать простые системы радиоуправления

    Тематическое планирование занятий первого года обучения.

Тема занятия

Количество часов

Цели, задачи, назначение занятий

Вводное занятие:

Знакомство с группой;

Задачи кружка;

Знакомство с материальной базой;

Техника безопасности при работе с инструментами.

Ознакомительные занятия с группой, выбор старосты группы, права и обязанности кружководов, правила техники безопасности.

Разработка простейшей модели парашюта:

Изготовление купола;

Изготовление строп;

Изготовление грузика;

Сборка в целом всей модели;

Тренировочные запуски;

История создания парашюта, конструкция, классификация, назначение каждого вида.

Рассказ о катапульте, её необходимость и конструкция.

Соревнования на лучшую модель:

Продолжительность;

Изготовление лопастей несущего винта.

Изготовление ступицы;

Изготовление противовеса;

Сборка конструкции.

Начальное представление о самолётах, вертолётах, ракетах, их конструкция назначения. Обучение работы с ручным инструментом с различными видами материалов: клеями, красками, лаками и т.д.

Умение работать с чертежами, эскизами, развитие аккуратности и культуры в работе над моделями. Умение работать с различными измерительными инструментами шаблонами лекалами. Воспитание усидчивости и трудолюбия.

Практические запуски моделей

Соревнования по простейшим валетам:

На высоту;

Продолжительность.

Разработка их лопастного вертолёта «Пчела»:

Изготовление лопастей;

Изготовление ступицы;

Изготовление противовеса;

Полная сборка модули.

Соревнования по запуску:

На высоту;

На продолжительность.

Изготовление модели с гибким крылом:

Изготовление стрингеров;

Изготовление носика модули;

Изготовление киля;

Сборка модели;

Обтяжка каркаса;

Установка Ц.Т.

Регулировки, запуск модели

Изготовление простейших моделей из бумаги:

Одноконтурной схемы;

Схемы биплан;

Дхухкрылатой схемы;

Летающее крыло.

Регулировка, тренировочные занятия.

Соревнования:

На продолжительность;

Дальность полёта;

Точность приземления.

Проведение итогов соревнований.

Изготовление проектирование простейших моделей самолётов, планеров:

Изготовление крыльев;

Изготовление киля;

Изготовление стабилизатора;

Изготовление фюзеляжи;

Сборка модулей.

Регулировка, тренировочные запуски моделей

Практические запуски моделей

Соревнование:

На продолжительность

Дальность полета

Изготовление модели в/змея конверт

Изготовление боковых распорок

Изготовление центрального крепежа

Сборка конструкции

Обтяжка каркаса

Установка натяжной системы

Самостоятельная работа по выбору схемы, конструкции, изготовление к сборке модели

Тренировочные запуски моделей в/змея

В тихую погоду

Практические запуски моделей

Изготовление коробчатого объемного в/змея

Изготовление реек

Сборка боковин

Установка поперечин

Сборка каркаса

Обтяжка конструкции

Установка растяжек

Самостоятельная работа по выбору схемы, конструкции, изготовление к сборке модели

Тренировочные полеты в/змея

Практические запуски моделей

Изготовление модели бумеранга

Выпиливание формы

Профилирование формы

Центрование каркаса

Раскраска

Самостоятельная работа по выбору схемы, конструкции, изготовление к сборке модели

Запуски модели бумеранга на дальность

Практические запуски моделей

Ракетомоделирование:

Изготовление корпуса ракеты

Изготовление стабилизатора

Изготовление отсека двигателя

Изготовление обтекателя

Подгонка к корпусу

Раскраска корпуса

Сборка модели ракеты

Самостоятельная работа по выбору схемы, конструкции, изготовление к сборке модели

Сборка стартового оборудования

Сборка стартового стола

Направляющая

Практические пуски моделей ракет

Дальность

Продолжительность

Практические запуски моделей

Изготовление модели вертолета с резиномотором

Фюзеляж

Хвостовое

Посадочная лыжа

Носовая часть

Сборка модели

Самостоятельная работа по выбору схемы, конструкции, изготовление к сборке модели

Тренировочные записки модели

Регулировка

Практические запуски моделей

Изготовление модели планера «Чиж»

Изготовление крыла

Изготовление фюзеляжа

Изготовление носика

Изготовление киле

Изготовление стабилизатора

Сборка модели планера

Самостоятельная работа по выбору схемы, конструкции, изготовление к сборке модели

Регулировка тренировочные запуски моделей

Практические запуски моделей

Изготовление модели самолета с резиномотором «Колибри»

Изготовление крыло

Изготовление винта

Изготовление стабилизаторы

Изготовление киля

Изготовление фюзеляжа

Окончательная сборка модели колибри

Самостоятельная работа по выбору схемы, конструкции, изготовление к сборке модели

Тренировочные запуски моделей

Практические запуски моделей

Всего часов

II . 2. Содержание первого года обучения

1. Вводное занятие .

Знакомство с каждым кружковцем, его интересами и увлечениями. История создания авиации, ее значение в жизни человека. Инструменты и приспособления, применяемые на кружке, их назначение. Демонстрация ранее построенных моделей. Правила работы кружка. Инструктаж по технике безопасности (охране труда).

2. Начальное сведение о воздухе .

Воздушные течения и их причины. Направление ветра, его скорость, исследование свойств воздуха. Краткий исторический очерк А. Ф. Можайского и К.Э. Циолковского. Зависимость сопротивления воздуха от формы тела.

Практическая работа . Изготовление простейшего прибора по измерению скорости ветра.

3. Простейшие летающие модели

Что такое самолет и его основные части. Подъемная сила и лобовое сопротивление крыла модели (самолета). Силы, действующие на модель в полете. Центр тяжести и поперечный угол V. Три принципа создания подъемной силы (аэростатической, аэродинамической и реактивной).

Практическая работа. Изготовление бумажных летающих моделей «Утка», «Тандем», «Дельта», «Дископлан», «Летающие крыло». Изготовление контурной летающей модели С-37, МиГ – 29 и бумажного ракетоплана. Метательные планера «Юниор», «Пионер». Проведение соревнований с построенными моделями.

Постройка простейшей модели вертолета «Муха».Постройка соосного вертолета. Проведение соревнований с построенными моделями.

4. Воздушные змеи .

Воздушный змей – самый древний летательный аппарат. Использование воздушных змеев в военном деле и как первого летательного аппарата. Почему и как летает воздушный змей, силы, действующие на него в полете. Определение силы ветра по школе Бофорта. Требование к конструкции воздушных змеев. Запуск и техника (безопасности при запуске змеев).

Практическая работа . Постройка плоского «русского змея», коробчатого - ромбического змея и необычного воздушного змея. Обтяжка моделей змеев лавсановой пленкой, тонкой синтетической тканью и полиэтиленовой пленкой. Крепление уздечек и леера к модели воздушного змея.

5. Схематическая модель планера.

Краткий исторический очерк о создании О. Лилиемталем планера и его полеты. Полеты первых русских планеристов К.К. Арцеулова, П.Н. Нестеров, Г.С. Тереверко. Рекордные полеты русских планеров. Использование планеров в годы Великой Отечественной войны. Развитие дельтапланеризма. Способы запуска планеров с помощью амортизатора, лебедки и самолета.

Практическая работа. Постройка схематической модели планера, подбор материала и технология изготовления отдельных деталей. Вычерчивание рабочих чертежей в натуральную величину. Изготовление деталей планера: грузика, рейки фюзеляжа, стабилизатора, киля, передних и задних кромок крыла. Изготовление нервюр и законцовок крыла, сборка крыла. Изготовление пилона крыла. Сборка стабилизатора и киля. Обтяжка поверхностей: крыла, стабилизатора и киля. Установка съемных деталей на места и определение центра тяжести. Регулировка и запуск модели, устранение замеченных недостатков.

6. Модели планера А-3 «4 ИЖ»

Силы, действующие на планер в полете. Дальность планирования. Угол планирования. Скорость снижения. Парение планера в восходящих потоках воздуха. Влияние геометрических форм модели на качество полета.

Практическая работа. Вычерчивание рабочих чертежей в натуральную величину. Изготовление шаблонов нервюр носовой части.

Изготовление частей и деталей модели планера: носовой части фюзеляжа, рейки фюзеляжа, стабилизатора, киля. Изготовление передней, задней кромки, лонжеронов, нервюр. Сборка крыла и стабилизатора на стапиле. Обтяжка поверхностей крыла, стабилизатора, киля. Сборка модели и определение центра тяжести модели.

7. Регулировка и запуск модели .

Правила безопасности полетов. Техника запуска моделей. Запуски моделей с целью выработки определенных устойчивых навыков по запуску моделей.

Практическая работа. Тренировочные запуски, устранение замеченных недостатков. Подготовка моделей к соревнованиям, выставкам. Определение результатов, разбор полетов.

8. Заключительное занятие.

Подведение итогов работа кружка за учебный год. Перспективы работы в новом учебном году. Беседа «Чему мы научились на занятиях в кружке». Рекомендации по самостоятельной работе в летние каникулы. Разбор и оценка полетов.

Учащиеся, закончившие первый год обучения, должны знать:

      Охрану труда при работе с инструментами.

      Название, назначение и устройство основных частей самолета и планера

      Теорию полета планеров.

      Основные правила регулировки простейших моделей планеров.

      Вычерчивание рабочих чертежей.

Учащиеся должны уметь:

      Пользоваться инструментами, приспособлениями и материалами.

      Выполнять рабочие чертежи.

      Изготавливать модели планеров, уметь их регулировать.

      Находить центр тяжести.

      Определять силу и направление ветра (ориентировочно) по местным признакам: дыму, деревьям, состояние водной поверхности.

Конечным результатом кружка первого года обучения является: умение пользоваться технической литературой. Знание видов, классов и конструкций авиамоделей. Приобретение навыков запуска воздушных змеев и моделей планеров. Участие в соревнованиях.

    1. Тематическое планирование занятий

2-го года обучения

Тема занятия

Кол-во часов занятий

Цели, задачи назначения занятия

Примечание

Вводное занятие:

Знакомство с группой

Цели и задачи кружка

Знакомство с инструментом, оборудованием

Знакомство с кружковцами, планах работы выбор старшего группы, представления о работе с инструментом

Техника безопасности:

Работа с ручным инструментом

Работа с клеями, лаками и красками

Рассказ о правилах работы с инструментом лаками красками и.т.д.

История развития авиации:

Мировой

Отечественной

Космонавтики

Ракетостроения

Рассказ и показ конструкций различных самолетов, вертолётов ракет и другой техники

История развития авиамоделизма:

Мирового

СССР и России

Рассказ и показ о различных авиамоделях их эволюция, развитие и т.д.

Авиамодельный спорт:

В России

Классификация авиамоделя

Рекорды авиамоделирования

Рассказ о единой спортивной классификации Авиамодельные достижения

Авиамодельные двигатели:

Компрессионные

Калильные

Реактивные

Электродвигатели

Резиномоторные

Контактные

Рассказ и наглядный показ различных двигателей, назначение каждого принцип работы, сборка и разборка двигателя

Классификация

Назначения

Рассказ о различных видах, конструкциях, принцип действия и др.

Разработка схемы модели парашюта с самовыпуском:

Изготовление купола

Изготовление строп

Изготовление груза крючка, кольца

Сборка конструкции

Практическое изготовление модели парашюта с самовыпуском

Тренировочные запуски моделей парашютов:

На высоту

На продолжительность

Освоение запуска парашюта

Соревнования на лучшую модель парашюта

Соревнования проводится между учащимися одной группы

Разработка простейших моделей вертолётов

2х лопастной схемы

3х лопастной схемы

4х лопастной схемы

Рассказ и показ

Полеты Р/у моделей вертолётов

Тренировочные запуски моделей

Практические запуски моделей вертолетов

Разработка вертолетов с резиномотором:

Изготовление винта

Изготовление фюзеляжа

Изготовление посадочной лыжи

Сборка конструкции

Самостоятельность работы по выбору схемы модели ее конструкции и изготовлению частей, а так же ее сборка

Тренировочные запуски модели:

По высоту

На продолжительность

Самостоятельные запуски авиамодели

Разработка изготовление моделей контурной схемы:

Однофюзеляжной схемы

Двух балочной схемы

Схема летающее крыло

Схема «Утка»

Бипланной схемы

Двух контурной схемы стабилизатора

Самостоятельная работа по выбору схемы, конструкции, изготовление к сборке модели

Тренировочные запуски моделей:

Полеты на дальность

Полеты на высоту

Продолжительность полета

Точность посадки

Полеты на скорость

Самостоятельные запуски моделей освоение различных режимов полета моделей.

Соревнования по контурным моделям

Соревнования проводятся между кружковцами одной группы

Изготовление модели «ветродуя»:

Изготовление лопастей винта

Изготовление каркаса

Сборка модели

Разработка изготовление модели ветродуя испытание модели в реальных условиях атмосферы

Разработка моделей дельтаплана:

Изготовление каркаса

Изготовление противовесов

Сборка конструкции

Подготовка к обтяжке

Обтяжка конструкции

Установка пиля моделя регулировка по цт

Изготовление заготовок: по размерам шаблона сборка конструкции обтяжка, регулировка.

Испытательные запуски:

На дальность

Продолжительность

Скорость

Практические пуски моделей, регулировка в воздухе

Разработка схем пневматической модели ракеты

Изготовления конструкции корпуса

Объяснение конструкции действия пневматической модели ракеты, назначения частей, особенности конструкции

Изготовление стабилизатора:

Крыла, Киля, пневма ракеты

Сборка конструкции модели

Самостоятельная работа с конструкциями модели

Тренировочные запаски пневмаракеты

Практические пуски модели, регулировка

Разработка практических ракет с двигателем РД-10 и РД-20

Изготовление корпуса

Изготовление стабилизатора

Изготовление обтекателя

Изготовление парашюта

Сборка модели

Самостоятельная работа: выбор схемы, конструкции модели, изготовление частей модели

Подготовка к запуску ракет

Практические пуски ракет:

На высоту

На дальность

На продолжительность

Запуски ракет в реальных условиях

Разработка модели ракетоплана:

Изготовление крыла

Изготовление фюзеляжа

Изготовление стабилизатора

Изготовление крыла

Сборка конструкции

Выбор схемы моделей жесткой схемы, изготовление различных частей модели сборка конструкции, регулировка и др.

Тренировочные запуски ракетопланов

На высоту

Практические пуски моделей с пусковой установки

Выбор схемы моделей в/змея

Изготовление модели в/змея схемы «письмо»

Изготовление модели коробчатой конструкции

Изготовление модели в/змея треугольной схемы

Регулировка по углам деградации

Разработка конструкции изготовление деталей модели в/змея сборка, обтяжка, регулировка, покраска, разрисовка и др.

Практически запуски мода в/змея

Полеты моделей в/змея в реальных условиях погоды

Разработка моделей из пенопласта и бальзы

Изготовление моделей планеров

Изготовление резиномоторных моделей с винтом

Изготовление «метательных» моделей

Практическое изготовление летающих моделей планеров, резиноморных, радиоуправляемых

Реальные запуски регулировка ремонт моделей

На дальность

На продолжительность

Практические запуски моделей

Всего часов

III. 2. Содержание второго года обучения

1. Вводное занятие.

Сообщение об итогах работы в предыдущем учебном году, о спортивных достижениях кружковцев. Основные этапы развития авиамоделизма в нашей стране. Цели, задачи и содержание работы в учебном году. Технические требования к летающим моделям. Распорядок работы кружка. Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы в мастерской.

2. Аэродинамические качества модели.

Понятие о сопротивлении воздуха. Число Рейнольдса. Подъемная сила. Поляра крыла. Профили крыла. Лобовое сопротивление. Виды полета.

3. Основы авиационной метеорологии.

Воздушная оболочка Земли. Слои воздушной атмосферы. Возникновение воздушных течений. Служба погоды. Восходящие потоки воздуха. Ветер. Определение силы ветра по шкале Бофорта.

4. Двигатели летающих моделей.

Понятие о типах двигателей, используемых в авиамоделизме и авиации. Классификация модельных двигателей. Резиновый двигатель, свойства резины. Приемы изготовления резиновых двигателей, работающих на скручивание. Эксплуатация и хранение резиновых двигателей. Устройство микролитражных двухтактных двигателей, внутреннего сгорания. Принцип работы двигателей. Охлаждение, смазка, система питания топливом. Конструкция топливных бачков. Топливные смеси. Порядок их составления и хранения. Техника безопасности.

Практическая работа. Освоение навыков запуска и регулирование модельных двигателей КМД – 2,5, МК – 17, ЦСТКМ. Изготовление резиномоторных двигателей.

Составление топливных смесей.

5. Участие в соревнованиях, выставках, конкурсах.

Тренировочные запуски моделей. Правила безопасности полетов. Подготовка моделей к авиамодельным соревнованиям. Разбор полетов. Подготовка моделей к выставке. Показательные полеты. Улучшение эстетического вида. Подготовка моделей к выставке.

6. Заключительное занятие.

Подведение итогов работы кружка за год. Анализ результатов учебного года. Перспективы работы в новом учебном году. Рекомендации по самостоятельной работе в летние каникулы.

Учащиеся, закончившие второй год обучения должны знать:

        классификацию авиационных моделей

        аэродинамику модели

        особенности регулировки и управления моделью самолета

        работу резиномоторного и внутреннего сгорания двигателей

        виды топлива (дизельное, калильное)

Учащиеся должны уметь:

        работать с электрооборудованием

        выполнять рабочие чертежи моделей

        изготовить модели самолетов

        заводить двигатель модели

        запускать модель самолета

Конечным результатом кружка второго года обучения является : умение рассчитывать основные параметры летающих моделей. Изучение основных сведений о технологии обработки металлов. Изучение устройства и принципа работы авиамодельных двигателей. Правильно эксплуатировать и определять неисправности. Участие в соревнованиях всех уровней, выполнение спортивных разрядов, достижение высоких результатов.

IV. Оборудование и инструменты

Наименование

Кол-во, шт.

Плоскогубцы

Круглогубцы

Бокорезы

Отвертки

Ручные ножницы по металлу

Молотки слесарные

Ножовки по металлу

Ножовка по дереву

Напильники разных сечений

Рашпили двух типов

Стальная щетка

Сверла диаметром (мм) 0,5-10,0

Шлифовальная шкурка

Линейки металлические 300, 500, 1000 (мм)

Разметочный циркуль

Штангенциркули

Угольники

Электрическая дрель

Деревообрабатывающий станок

Сверлильный станок

Фрезерный станок

Токарный станок (по дереву, металлу)

Набор резцов

Пульверизатор

Электропаяльники

Микрометр

V. Список литературы

1.Ю.С.Сергеев « На крыльях творчества» Записки педагога.Казань,2008г.

2.Ермаков А.М. Простейшие модели. – М.: Просвещение, 1989 г.

3.Заворотов В.А. От идеи до модели. – М.: Просвещение, 1982 г.

4. Рожков В.С. Строим летающие модели. – М.: Патриот, 1990 г.

5.Ермаков А.Е. Авиамодельный спорт. – ДОСААФ, 1969 г.

6. Бабаев Н.А. Авиационный моделизм. – Профиздат, 1956 г.

7.Жидков С. Секреты высоких скоростей кордовых моделей самолетов. – ДОСААФ, 1972 г.

8. Зуев В.П. Модельные двигатели. – М.: Просвещение, 1973 г.

9.Смирнов Э. Как сконструировать и построить летающую модель. – ДОСААФ, 1973 г.

10.Сироткин Ю. В воздухе пилотажные модели. – ДОСААФ, 1972 г.

11. Голубев Ю.А., Камышев Н.И. Юному авиамоделисту. – М.: Просвещение, 1979г.

12. Авилов М. Лети, модель. – ДОСААФ, 1970 г.

13.Шахат А.М. Резиномоторная модель. – ДОСААФ, 1977 г.

14. Рожков В.С. Авиамодельный кружок. – М.: Просвещение, 1978,

15. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д.,Цырлин М.Д.,Основы для технического творчества,

Книга для учителя. – М.Народное образование,1996г.

16. http://www.masteraero.ru/

17. http://avia-model.com/

18. http://airmodel.ru/

19. http://samoletka.ru/

20. http://master-klass.3dn.ru/load/aviamodelirovanie/skachat_chertezhi_aviamodelej

21.http://yandex.ru/video/aviamodelirovanie

Муниципальное учреждение дополнительного образования

детей «Центр дополнительного образования детей "РАДУГА"

Саратовская область г. Вольск»

Утверждена на заседании педагогического совета

протокол № ______ от “____” __________20__ г.

директор МОУДОд ЦДО «Радуга»

Е.В.Иванова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«АВИАМОДЕЛИЗМ»

Программа рассчитана на воспитанников 10-16 лет.

Срок реализации: 3 года.
Составитель:

Хоменко Альберт Валерьевич

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Денисенкова Ольга Александровна

методист высшей квалификационной категории

г. Вольск


I. Пояснительная записка.
Программа «Авиамоделизм» спортивно-технической направленности и первая ступень овладения авиационной техникой. В её основу положена типовая программа Министерства Просвещения СССР «Кружки авиамоделистов», М., «Просвещение» 1988г.
Актуальность программы.

Авиамоделизм - это и спортивный азарт, и поиски исследователя, и дорога в большую авиацию. Занятия авиамоделизмом, техническим творчеством имеют огромное значение в раскрытии творческих способностей подростка. Занятия способствуют развитию у учащихся интереса к науке, технике, исследованиям, помогают сознательному выбору будущей профессии. Знания, полученные на занятиях объединения, непосредственно влияют на учебный процесс, способствуют углубленному изучению школьного материала.


Новизна программы заключается в том, что объединяет в себе обучение ребят построению различных моделей планеров и самолетов с тем, чтобы каждый мог выбрать свою направленность в занятиях авиамоделизмом и рассчитана, кроме того, на подготовку моделистов - спортсменов.
В отличие от типовой, предлагаемая программа, в качестве мотивирующего фактора на занятиях авиамоделизмом, предусматривает постройку ребятами летающих моделей, участвующих в соревнованиях; и конструктивно обеспечивающих стабильность траектории, дальности полета и маневренности. Увеличено и время для тренировочных полетов и подготовки к соревнованиям.
Программа личностно - ориентирована и составлена так, чтобы каждый обучающийся имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него.
Цель программы:

Создание условий для индивидуального развития творческого потенциала обучающихся через занятия авиамодельным спортом.


Задачи программы :

  1. Образовательные:

    • Знать основы и основные пути развития и прогрессивного значения авиации.

    • Познакомить обучающихся с различными техническими устройствами.

    • Научить разрабатывать и выполнять несложные технические устройства.

    • Уметь выполнять технические расчеты и работать с технической литературой.

  1. Воспитательные:

  • Формировать активную и всесторонне развитую личности.

  • Подготовить к труду и сознательному выбору профессии.

  • Обеспечить занятость подростков и подготовку к службе в армии.

  1. Развивающие:

  • Развивать творческие способности.

  • Формировать конструкторские умения и навыки.

  • Пробуждать и закреплять интерес к занятиям авиамоделизмом.

Данная программа является модифицированной и реализуется в течение трех лет, которые соответствуют трем образовательным уровням: первый уровень – начальное обучение ; второй уровень – углубленное изучение; третий уровень – закрепление и совершенствование полученных знаний.

Программа начального образовательного уровня обучения охватывает круг первоначальных знаний и навыков, необходимых для работы по изготовлению и запуску несложных летающих моделей, усвоение этики общения в результате работы в объединении и участия в соревнованиях. Основная задача теоретических занятий - объяснить в основных чертах конструкцию, принцип действия летающего аппарата, не вникая во второстепенные детали, познакомить с историей развития авиации.

Углубленный образовательный уровень обучения направлен на расширение знаний по авиационной и авиамодельной технике, по основам аэродинамики и методике несложных технических расчетов. Основная задача теоретических занятий - расширить знания по физике полета, аэродинамике моделей и технике моделирования при постройке летающих моделей. В практической деятельности посильность занятий координируется с личностными возможностями обучающихся.

Итоговый профессионально-ориентированный уровень обучения достигается расширением и закреплением знаний по авиационной и авиамодельной технике, по основам аэродинамики. Обучающиеся самостоятельно рассчитывают модели, в том числе, с применением ПЭВМ, отрабатывают технологию их изготовления , строят модели и принимают участие в соревнованиях по авиамодельному спорту, готовятся и сдают нормы по спортивным разрядам.

В реализации данной программы участвуют дети с 10 до 16 лет, в течение трех лет, в трех возрастных уровнях.

переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке. Возникают и формируются новые психологические особенности. Это требует от взрослых, окружающих подростка, предельной точности, деликатности, осторожности при работе с детьми.

Наряду с обучением детей элементарным навыкам технического творчества, в программе стоит задача развития его познавательных интересов. Но мышление ребенка не может сформироваться спонтанно, без целенаправленного внешнего воздействия. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания: организовать занятия по активизации мыслительных процессов и формированию элементарных конструкторских умений и навыков максимально эффективными для того, чтобы обеспечить воспитаннику максимально доступный объем знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.

Группа первого уровня или первого года занятий комплектуется из воспитанников 10-12 лет, но в ней могут заниматься и дети более старшего возраста.

Программа первого года занятий охваты­вает круг первоначальных знаний и навыков, необходимых для работы по изготовлению и запуску несложных летающих моделей. На занятиях воспитанники знакомятся с первоначальными сведениями по теории полета, истории отечественной авиации, приобретают трудовые навыки и умения.

2-й год обучения (13-14 лет)
1. Вводное занятие.

История авиамоделизма. Основные этапы развития авиамоделизма Достиже­ния советских авиамоделистов. Цель, задачи и содержание работы

в учебном году. О требованиях к качеству изготовления моделей. Правила безопасности труда.
2. Единая спортивная классификация

Единая спортивная классификация. Технические требования к летающим моделям. Правила проведения соревнований по авиа­модельному спорту. Условия присвоения спортивных званий и разрядов.

3. Аэродинамика малых скоростей

Понятие о сопротивлении воздуха. Число Рейнольдса. Подъем­ная сила. Поляра крыла. Профиль крыла. Виды полета. Подготовка и проведение опытов.

4. Модели планеров типа А-1.

Понятие о парящем полете. Влияние геометрических форм модели на качество полета. Профили для моделей планеров. Технические требования к моделям планеров типа А-1. Автомат, ограничивающий продолжительность полета. Шаблоны и стапели, облегчающие процесс изготовления моделей. Способы обтяжки и отделки моделей. Правила запуска моделей планеров.

Практическая работа. Вычерчивание рабочего чертежа модели. Заготовка материала, изготовление деталей и узлов. Сборка частей модели. Обтяжка поверхностей. Отделка моделей. Пробные запуски, устранение обнаруженных недостатков. Тренировочные запуски построенных моделей.

5. Основы авиационной метеорологии

Воздушная оболочка Земли. Слои воздушной атмосферы. Как возникают воздушные течения. Служба погоды. Дневник метео­наблюдений. Восходящие потоки воздуха. Ветер. Определение силы ветра по шкале Бофорта.

Понятие о типах двигателей, используемых в авиации и авиамоделизме. Классификация модельных двигателей. Резиновый двигатель. Свойства резины. Приемы изготовления резиновых двигателей, работающих на скручивание. Эксплуатация и хранение резиновых двигателей.

Устройство двухтактных микролитражных двигателей внутрен­него сгорания. Принцип работы двигателей. Охлаждение, смазка, система питания топливом, воспламенение рабочей смеси. Конструк­ция топливных бачков. Топливные смеси. Порядок их составления и хранения. Правила эксплуатации двигателей. Техника безопас­ности.

Практическая работа. Освоение навыков запуска и ре­гулировки компрессионного двигателя МК.-17.
7. Свободнолетающие модели

Технические требования к свободнолетающим моделям самоле­тов с резиновыми и поршневыми двигателями.

Воздушный винт - движитель модели. Геометрические величи­ны, характеризующие воздушный винт, диаметр и шаг винта. Прин­цип работы лопастей винта. Силы, действующие на лопасти винта при вращении.

Практическая работа. Выбор моделей для постройки. Вычерчивание рабочих чертежей моделей. Изготовление моделей. Испытания. Устранение замеченных недостатков. Тренировочные за­пуски.

8. Кордовые модели самолетов

Классы и назначение кордовых моделей. Приемы управления полетом кордовой модели. Силы, действующие на модель в полете на корде. Технические требования к кордовым моделям.

Практическая работа. Выполнение рабочих чертежей моделей. Подготовка материалов. Изготовление шаблонов. Изготов­ление деталей моделей. Сборка моделей. Пробные полеты. Устране­ние обнаруженных недостатков. Обучение кружковцев управлению полетом кордовых моделей. Тренировочные запуски моделей.
9. Учебно-наглядные пособия

Основные виды учебно-наглядных пособий: приборы для экспе­римента по аэродинамике, модели, демонстрирующие действие рулей, разрезные микродвигатели и др. Понятие о настоль­ных (музейных) моделях авиационной техники. Технология их изготовления. Составление тематических альбомов по истории воздухоплавания и авиации.

Практическая работа. Изготовление упрощенной аэро­динамической трубы, аэродинамических весов, набора тел различной обтекаемости. Изготовление настольных моделей исторических самолетов.

10. Экскурсии

Возможные объекты экскурсий: местный аэропорт или аэро­клуб ДОСААФ, авиамодельный кружок. Встречи с летчиками.

11. Заключительное занятие

Организация и проведение соревнований внутри объединения. Проведение технической конференции. Подведение итогов работы кружка. Подготовка моделей к отчетной выставке. Перспективы работы в новом учебном году. Рекомендации по самостоятельной работе в летние каникулы.

3-й год обучения (15-16 лет)
1. Вводное занятие.

Цель, задачи и содержание работы в учебном году. О требованиях к качеству изготовления моделей. Примерный перечень моделей третьего года обучения. Правила безопасности труда.


2. Модели планеров типа F-1- А.

Понятие о парящем полете. Влияние про­филя крыла на качество планирования модели. Действие турбулизатора крыла на качество планирования модели. Исследование крыльев с разным удлинением.

Практическая работа. Вычерчивание рабочего чертежа модели. Заготовка материала, изготовление деталей и узлов. Сборка частей модели. Обтяжка поверхностей. Отделка моделей. Пробные запуски, устранение обнаруженных недостатков.
3. Резиномоторные модели типа F-1- В.

Подбор винтомоторной группы и резиномотора.

Практическая работа. Вычерчивание рабочего чертежа модели. Заготовка материала, изготовление деталей и узлов. Сборка частей модели. Обтяжка поверхностей. Отделка моделей. Изготовление складного винта и резиномотора. Пробные запуски, устранение обнаруженных недостатков. Тренировочные запуски построенных моделей.
4. Таймерные модели типа F-1- С.

Работа по форсированию микродвига­телей, подбор винтомоторной группы

Практическая работа. Вычерчивание рабочего чертежа модели. Заготовка материала, изготовление деталей и узлов. Сборка частей модели. Обтяжка поверхностей. Отделка моделей. Изготовление складного винта. Форсирование микродвигателей. Пробные запуски, устранение обнаруженных недостатков. Тренировочные запуски построенных моделей.
5. Радиоуправляемые модели самолетов.

Понятие о радиоуправляемых моделях. Классификация моделей. Классификация двигателей и воздушных винтов. Виды радиоуправлений и рабочие частоты.

Практическая работа. Сборка моделей из узлов. Установка двигателей и аппаратуры. Настройка и регулировка. Тренировочные запуски моделей, устранение обнаруженных недостатков.


  1. Заключительное занятие.
Подведение итогов работы объединения за год.

Практическая работа. Организация соревнований внутри объединения и проведение. Подготовка моделей к отчетной выставке. Показательные запуски.

Этапы педагогического контроля

IV. Методическое обеспечение программы

Одно из важнейших условий успешного проведения учебно-воспитательной работы в объединении - ее плановость и организационная четкость. Работа планируется в начале учебного года.

Его структура и содержание зависят от года занятий объединения, материальной базы, опыта руководителя и других факторов.

Учебная работа планируется на основании модифицированной программы.

Примерно пятая часть времени отводится на теоретические занятия, остальное - на практические. Продолжи­тельность бесед не более 10 - 15 мин.

Занятия авиамодельного объединения проводятся в специально обо­рудованной мастерской. Обычно на одном занятии сочетаются различные виды деятель­ности: обучающиеся слушают объяснения педагога, выполняют практические работы, конструируют модели самолетов и планеров, самостоятельно изучают техническую и справочную литературу, журналы.

Итак, занятия включают: сообщение теоретических све­дений, формирование умений и навыков в выполнении различных операций, закрепление и проверку полученных знаний и навыков. На практических же занятиях воспитанники учатся работать на станках, а также ручными инструментами: ножом, ножницами паяльником , изготавливают модели и т.д. Закрепляют полученные знания и навыки при самостоятельной работе над моделями.

Занятия в объединении отвечают следующим требованиям:

1. Определяется учебная цель каждого занятия в соответствии с программой и планом работы.

2. Подбор учебного материала осуществляется с учетом содержа­ния темы и поставленных задач.

3. Используются разнообразные методы работы с учетом темы, уровня подготовки обучающихся, материальной базы; эти методы обеспечивают максимальную активность всех воспитанников, творческий подход к решению постав­ленных задач.

5. Сочетаются коллективная и индивидуальная формы работы.

Методы обучения. На занятиях авиамодельного объединения приме­няют различные методы обучения, которые обеспечивают получе­ние воспитанниками необходимых знаний, умений и навыков, активизи­руют их мышление, развивают и поддерживают интерес к авиамоделизму.

Излагается теоретический материал, используя словесные методы: рассказ, объяснение или беседу; сочетать с демонстрацией учебно-наглядных пособий, действующих моделей или конструкций.

Чтобы выработать у воспитанников практические умения и навыки, им вначале предлагается изготовить несложные модели. Затем, усложняя задание, обучающиеся приучаются к самостоятельности, вводятся элементы творчества.

Выбор метода обучения зависит от содержания занятий , уровня подготовки и опыта обучающихся. Так, на первом году занятий используется метод инструктирования. В объединениях вто­рого и особенно третьего годов занятий применяется методы консультаций и работы с технической и справочной литературой; воспитанники подготавливают сообщения и рефераты по основным проблемам авиации.

Основной метод проведения занятий объединения – практические работы как важнейшее средство связи теории и практики в обуче­нии. Их цель - закрепить и углубить полученные теоретические знания учащимися, сформировать соответствующие навыки и умения.

На выбор методов обучения существенно влияет материально-техническая база объединения: наличие материалов, инструмента, обо­рудования.

Правильная постановка учебного процесса, сочетание разных методов обучения способствуют развитию технического мышления обучающихся и успешной работе авиамодельного объединения.
Материально техническое обеспечение.


  • Деревообрабатывающие станки;

  • Наборы простейших моделей самолетов;

  • Ручной инструмент для индивидуальной работы детей;

  • Наглядные пособия.

V. Список литературы.


  1. Голубев Ю. А., Камышев Н. И. Юному авиамоделисту.- М.: Просве­щение, 1979.

  2. Ермаков А. М. Простейшие авиамодели.- М.: Просвещение, 1984.

  3. Зуев В. П., Камышев Н. И., Качурин М. В., Голу­бев Ю. А. Модельные двигатели- М.: Просвещение, 1973.

  4. История гражданской авиации СССР.- М.: Воздушный транспорт, 1983.

  5. Киселев Б. А. Модели воздушного боя.-М.: ДОСААФ, 1981.

  6. Никитин Г. А., Баканов Е. А Основы авиации.- М.: Транспорт, 1984.

  7. Павлов А. П. Твоя первая модель.- М.: ДОСААФ, 1979.

  8. Пантюхин С. П. Воздушные змеи.- М.: ДОСААФ, 1984.

  9. Рожков В. С. Авиамодельный кружок.- М.: Просвещение, 1986.

  10. Сироткин Ю. А. В воздухе - пилотажные модели.- М.: ДОСААФ, 1973.

  11. Смирнов Э. П. Как сконструировать и построить летающую модель.- М.: ДОСААФ, 1973.

  12. Тарадеев Б. В. Летающие модели-копии.- М.: ДОСААФ, 1983. Яковлев А. С. Советские самолеты.- М.: Наука, 1975.

  13. Программы. Техническое творчество учащихся. Москва, «Просвещение», 1988

  1. Журналы “Моделист-конструктор” за разные года.

  2. Журналы “Юный техник” за разные года.

  3. Голубев Ю. А., Камышев Н. И. Юному моделисту. – М.: Просвещение, 1979.

  4. Ермаков А. М., Простейшие авиамодели, М., Просвещение 1989.

  5. Журавлева А. П., Что нам стоит флот построить , М., Патриот, 1990.

  6. Раевский О. К., Авиамоделирование, М., ДОСААФ СССР, 1990.

  7. Смирнов Э. Как сконструировать и построить модель, ДОСААФ, М., 1973.

Утверждена на методическом совете


Протокол №_____ от «____» _____________________ г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

РЫБНО-СЛОБОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУДОД

«Центр детского творчества»

____________ /Р.Г. Иминова/

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«АВИАМОДЕЛЬНЫЙ КРУЖОК»
Возрастной состав обучающихся: 7-17 лет

Продолжительность обучения: 2 года

Составитель: Тихонов Юрий Яковлевич, педагог дополнительного образования МОУДОД «Центр детского творчества»

пгт Рыбная Слобода

Первый год обучения 6


  1. Учебно-тематический план 6

  2. Содержание программы 6
Второй год обучения 8

  1. Учебно-тематический план 8

  2. Содержание программы 8
Методическое обеспечение программы 11

Материально-техническое база 12

Список литературы 13

Приложение 14
Пояснительная записка
Настоящая программа имеет спортивно-техническую направленность.
Трудовое обучение призвано отобразить многообразие человеческой деятельности, способствовать всестороннему развитию учащихся с учетом их интересов, склонностей, возрастных особенностей. В основе трудового обучения – общетрудовая культура – планирование предстоящей деятельности, организация рабочего места, достижение высокого качества труда при полной его безопасности.

Актуальность данной программы заключается в том, что занимаясь авиамоделированием, юные конструкторы получают много полезных сведений и навыков. Они знакомятся с общим устройством самолета, с основами его конструирования, изучают принципы работы двигателей и других механизмов.

Авиамоделизм - первая ступень к овладению современной техникой, помогает решить вопрос о выборе своей будущей профессии

Авиамоделисты строят модели самых различных схем, конструкций, размеров и назначения – от простейших до моделей усложненной конструкции.

В данной программе, созданной для эффективной работы авиамодельного кружка, определены цели и задачи, теоретические сведения и практические занятия, образовательно-воспитательная работа и обеспечение программы.

Настоящая программа ставит цель:

Содействие формированию и развитию интереса к авиамоделизму, к авиации;

Содействие развитию творческих способностей в области технических знаний.

Задачи:

Образовательные

Содействие формированию элементов проектных технико-конструкторских и технологических знаний; формированию исследовательских умений, научного мировоззрения; привитию навыков и умений работы с различными материалами и инструментами.

Развивающие

Содействие развитию творческих способностей обучающихся; развитию элементов технического мышления и конструкторских способностей, фантазии, изобретательности и потребности детей в творческой деятельности; развитию познавательной активности и способности к самообразованию; формированию опыта проектной, конструкторской и технологической творческой деятельности; развитию интереса к профессиям в области автомобильной техники и её истории в нашей стране и за рубежом

Воспитательные

Воспитание ценностно-личностных качеств: трудолюбия, порядочности, ответственности, аккуратности, патриотизма, а также культуры поведения и бесконфликтного общения; желания трудиться над созданием технических объектов.

Отличительной особенностью данной программы является большая направленность на электрифицированные модели, чем на модели с двигателями внутреннего сгорания, больший упор делается на изучение основ электротехники и электроники. Это связано с материально-технической базой кружка и определенным опытом и знаниями руководителя.

Занятия проводятся с обучающимися в возрасте 7-17 лет. Программа рассчитана на 2 года обучения. Учащиеся 1-5 класса занимаются по программе 1-го года обучения, 6-10 классов – 2-го года обучения.

Программа каждого года занятий рассчитана на 144 часа. Занятия в кружке проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с перерывами 10 минут.

Программа строится с учетом знаний, умений и навыков, приобретенных школьниками на уроках в соответствии с обязательным образовательным минимумом.

Программа предполагает постепенное расширение и углубление знаний в области технического проектирования, конструирования и технологии обработки конструкционных материалов.

Выбирая формы и методы обучения, формы организации учебной деятельности учащихся, следует учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности.

Ожидаемые результаты:

Участие во внутрикружковых и республиканских соревнованиях.

Участие в районных и республиканских выставках («Мир твоих увлечений»);

Участие в конкурсах

Сформированность значимых качеств личности: трудолюбия, аккуратности, порядочности, ответственности.

Контроль знаний проводится в виде выставок моделей, соревнований, конкурсов. Программа предусматривает применение средств диагностики достигнутых результатов.

Уровень мастерства и конечный результат хорошо виден в конце 2-го года обучения.

Учащиеся могут:

Самостоятельно подбирать материалы для корпусов моделей и деталей ходовой части;

Знать приемы работы с различными материалами и способами их обработки;

Самостоятельно разрабатывать модели и чертежи моделей;

Работать с различными инструментами и приспособлениями, знать правила их использования (техника безопасности);

Рассказать об устройстве самолета;

Рассказать об электрическом токе и электродвигателях;

Участвовать в выставках;

Выступать на соревнованиях.
Весь учебный материал программы распределен в соответствии с возрастным принципом и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков.

Особое внимание в работе кружка занятий уделяется правилам безопасности труда при изготовлении и запуске моделей. В плане кружка предусмотрены беседы об авиамоделизме. Необходимо иметь в виду, что для каждого кружковца не обязательна постройка всех видов моделей, указанных в плане работы. Достаточно, если ученик в течение учебного года построит одну-две простые модели или одну сложную..

Наиболее подготовленные учащиеся могут участвовать в республиканских соревнованиях. С этой целью их знакомят с техническими требованиями к моделям, представляемым на соревнования, с условиями проведения соревнований.

Важным методом работы являются встречи с родителями учащихся. Руководитель кружка поддерживает отношения с классными руководителями, родителями кружковцев.

Итоговые работы, лучшие модели демонстрируются на выставках ЦДТ и республиканских выставках.

1-й год обучения


Количество часов на занятия

Название темы


Теорети-ческие

Практи-ческие

Всего

Вводное занятие.

3

3

Основы безопасности труда в авиамодельной лаборатории.

2

1

3

Бумажные летающие модели.

1

8

9

Воздушный змей.

2

10

12

Планер. Модели планеров.

2

28

30

1. Аэродинамика полета планеров и их конструкция.

2. Выбор прототипа, вычерчивание чертежей, заготовка материала.

3. Изготовление шаблонов и стапелей.

12

12

4. Сборка крыла, оперения и фюзеляжа.

8

8

5. Оклейка крыла и оперения.

4

4

6. Окончательная обработка и сборка модели.

2

2

Самолет. Модели самолетов.

4

80

84

1. Аэродинамика полета самолета и его конструкция.

2. Обзор типов двигателей самолетов, краткое знакомство с их конструкцией.

3. Выбор прототипа, вычерчивание чертежей, заготовка материала.

4. Изготовление шаблонов и стапелей.

20

20

5. Сборка крыла, оперения и фюзеляжа.

12

12

6. Изготовление винтомоторной группы.

22

22

7. Оклейка крыла и оперения.

12

12

8. Окончательная обработка и сборка модели.

8

8

Организация и проведение соревнований.

3

3

Итого:

14

130

144